Previous Entry Share Next Entry
LaboGN/Лаборатория ПРИ 2015, игры
Слон
yashunsky
Если бы моей целью было посмотреть, как выглядят настоящие французские ролевые игры, то LaboGN было бы явно не тем местом, куда стоило ехать.

Скими: "Ролевики — уже маргиналы, а тут собрались маргиналы от ролевиков".

Это площадка для экспериментов, так что там можно увидеть не то, что есть сейчас, а то, куда смотрят ролевики. А смотрят они на северо-восток. Так сложилось, что из четырех игр, которые я сыграл 3 были мало того, что Nordic LARP, так еще и из книги LARPS from the factory, которую я купил на GNiales в 2013 году.
В отличии от тех же GNiales тут почти не было докладов — больше обсуждений и игр. Для начала про игры.

Игры


Нордики. Игры на общение и ОБВМ. Почти без вводных, почти без скрытой мастерской информации.

Лимб. Все персонажи умерли и теперь находятся вне времени и пространства. Собтсвенно, этим практически и ограничивается вводная. Персонажа ты придумываешь себе сам, в дальнейшем действуешь по обстановке. По такому поводу вернул своего Герберта Вильямса из Билета в Атлантиду, в тот момент, когда его придушили подушкой. Оценил насколько это к месту, когда оказалось, что эпизодически появляющийся Хозяин предлагает билеты отсюда.

Саркофаг. Началась ядерная война, и вы в группе нашедших укрытие в бомбоубежище. Все игроки знают, что выхода из него не будет, все персонажи гарантированно умрут. Персонажам же это узнать только предстоит.

До и после тишины. Основа — тишина. Точнее — отсутствие слов. Каждый игрок получает одну карточку контекста, и одну карточку действия, которое ему предлагается совершить во время игры. Контексты у всех разные, действия других персонажей предлагается трактовать в соответствии со своим. Так, один будет беглецом в убежище, пытающийся выяснить, кто же среди них предатель, другой — маленьким ребенком, переставшим говорить после болезни и окруженный другими детьми, среди которых есть лучший друг и злейший враг, третий — киноактером, на вечеринку к которому пришли коллеги, решившие показать ему сценки из его фильмов, для четвертого всё вокруг будет просто чередой воспоминаний. Предметы условны. Переходя от человека к человеку, они также могут меняться в соответствии с контекстом.

Жизнь и смерть рок-группы (МГ Пятый Слон) стоит несколько в стороне. В отличии от вышеперечисленных нордиков хорошо вписывается в каноны французской кабинетки, но и содержит ряд экспериментов. Вводная персонажа — на страницу, описывает в кратце психологический портрет персонажа, его отношения к остальным и пару фактов из биографии. Сюжет игры крутится вокруг группы школьников, решивших после выпускного экзамена собрать свою группу (и доходит до момента, когда им уже под 50-60). Игра состоит из двух подготовительных и девяти основных эпизодов. В принципе, может проводится без деятельного участия мастера (это как раз была одна из вещей, которую на нас проверяли), так как каждый эпизод сопровождается роликом с микровводной тех событий, которые предстоит обыграть в начале, фоновой музыкой на всём протяжении и сообщением в конце, о том, что эпизод скоро заканчивается. В промежутке между эпизодами игроки тянут бумажки, на которых написаны события, произошедшие в их жизни. Произошли ли они действительно, или сейчас они не актуальны — решает сам игрок.

Сам не играл, но слышал


Пожалуйста, продолжайте (Гамлет). Игра под вдохновением одноименной пьессы Яна Дюивенда и Роджера Берна. Франция, наши дни. Молодой человек убивает отца своей девушки. Свидетелем этой сцены была лишь его мать. Между преступлением и судебным процессом прошло почти три года. Чтобы сохранить в тайне имена действующих лиц будем называть подозреваемого Гамлетом; убитого — Полонием; истицу (знаю, что это термин для гражданского кодекса, а не уголовного, но пока не придумал лучше), бывшую девушку подозреваемого — Офелией, а мать — Гертрудой. Дело передано в суд.
В спектакле актерами были лишь эти 4 человека. Судьи были настоящие, и дело они вели в соответствии с французским законодательством. В конце присяжные выбирались из зрителей.
На конвенте, естественно, и актерами, и судьями и зрителями были ролевики.

Классификация


В какой-то момент мне всё-таки стало интересно, что же именно значат отсылки к классическим типам игр, и я попросил мне про них рассказать. Форматы, в общем-то те же самые, отличия в деталях

Murder-party/Huis-clos — кабинетки. Этимология первого варианта очевидна, второй — по названию пьессы Сартра. Изначальное происхождение — детективное, потом тематика расширилась, а термин остался. Длятся по времени несколько часов, рассчитаны на 8-10 человек, вводная — 2-3 страницы. Персонажи обычно достаточно стереотипичны. В частности, это позволяет нормально играть игры про Здесь и Сейчас, без лишнего bleed'а. Собственно, игры про окружающую дейстивтельность досатоточно часто встречаются. (у нас-то я их, кажется, вообще не могу припомнить, оттого и возник вопрос)
Существует SPSR — набор классических игр на полдня. Раз в год, иногда чаще, проходит Ночь Кабинеток, когда в параллель проводят много игр с целью облегчить вход новичкам.

Jeux romanesques — павильонки. (Игры в стиле романа) Составляют основной формат. Так как исторически во Франции под игру найти замок намного проще, чем лес. Игра на выходные или дольше, квента — страниц на 15-20, составляется мастером. Если игра только пишется, (а большинство игр пишутся, чтобы потом ставиться многократно), то у игрока есть возможность попросить мастера что-то конкретное туда включить. Классическая эпоха — XVIII-XIXвв. Главное — переживания персонажа. Play-to-lose применяется во всей красе.

MassLARP — полигонки. В большинстве совем по околосредневековью, жанр описывается как MedFan (Medieval-Fantastique - средневековье-фантастика, тобишь фентези). Про некоторые игры, говорят, что они даже MedBour (в данном случае, вторая часть по значению близка к "зарубаться").

Сейчас основная игра этого жанра во Франции — Кандория. Вот что мне рассказал один из сюжетников этого проекта (Ромэн Фере): игры этого цикла проходят ежегодно с 2011 года. Сейчас участников насчитывается порядка 1700. Помимо основной большой игры, примерно каждые 4 месяца проходят сыгровки на 350-400 человек, ассоциации (все ролевое движение Франции структурированно ассоциациями мастеров. В чем-то этот термин близок МГ, но ассоциация подразумевает кучу юридических нюансов) проводят локальные сыгровки на 40-100 человек несколько десятков раз в год. Сюжетник закрепляется за локациями примерно в 200 человек, всего же с учетом иерархии и направлений в проекте участвует 65 сюжетников. Обычно над конкретной темой работает команда из 12 человек, и есть два координатора, которые каждую неделю последовательно встречаются с этими командами.
Магистральные сюжет определяется МГ, тут игроки могут лишь что-то предложить. Сюжетная линяя же самого игрока — в его руках, пропустить могут многое, но с учетом поддержания баланса. (для нас в таком подходе ничего удивительного нет, тут же это отличает игру от менее крупных форматов) Так человек, пришедший со стороны, и захотевший стать принцем, может им стать, но человек 15 получат мотив, почему они хотят его убить. Сюжетник следит за тем, чтобы все интриги имели зацепку на макросюжет, также стараются, чтобы зацепки касались не отдельных игроков, а групп, чтобы снизить последствия от недозаезда/выбывания конкретного игрока.

Ромэн: моя мечта — объединить метаданные квент единым поисковым движком, чтобы потом можно было составлять запросы вида: "все персонажи, которые в указанные даты были в радиусе 200 км от этой точки, причем чтоб были с рыжими волосами и голубыми глазами". Это бы дало сюжетникам огромные возможности.

Отношение к проекту неоднозначное, недоброжелателей хватает. Что ставят в вину:
-игру проводит не ассоциация, а коммерческое предприятие, ставящее целью получение прибыли.
-проект успешен, а это уже повод для зависти
-оппозицию составляет часть пололения ролевиков 80ых: предыдущим массовым проектом во Франции была игра La Faille (последний раз проходила в 2007 году, на 700 игроков) — классическая игра прошлого поколения с низким уровнем проработки сюжета, но люди вложили туда душу, и не все рады смене. Сюжет игр того типа обычно строился вокруг трех ключевых событий: начала игры, финальной битвы, и чего-нибудь в середине. При этом все сюжетные линии обязательно должны были пройти через эти точки.
-также существует идеологическая оппозиция, которая утверждает, что MassLARP в принципе не может быть таким же интенсивным, как малые форматы, а потом не интересен.
-санитарные условия (10 душей на всех, туалеты типа выгребная яма)
-недопонимание между финансовой группой и ассоциациями, вплоть до взаимных обвинений (но до суда дело не дошло)

Первая игра

Ромэн: была настоящая Березина

Перед первой игрой было множество проблем, включая пожар на складе МГ, в котором сгорела куча костюмов. После игры произошла полная смена мастерской группы. Игроки остались, и видиние мира подкорректировали в соответствие с их пожеланиями. Группа игроков ("Энциклопедисты", как у Азимова) сохранили сведения о том, что было на игре, и именно по этим данным (включая свидетельства с разных сторон об одних и тех же событиям) и строился мир для последующих игр.

Ромэн: в принципе, это вообще можно использовать как идею для сериальных игр: когда после каждой серии продолжение делается не на основе того, что закладывали мастера, а на основе того, что поняли игроки.

Мир игры
Мир Кандории — классическое средневековое Фэнтези. Со своей Персидской империей, Артурианской Европой, Римской империей, Японией, пустыннми кочевниками, гномами, эльфами, орками. Всё это — наследие той первой игры.
Действие игры происходит на недавно открытом необитаемом материке (ранее населенным волшебным народом), где государства устроили свои колонии, при этом многие группы уже объявили о своей независимости от метрополии.

Одной из важных особенностей Кандории, то что туда намного проще попасть новичку, намного проще позвать друзей, чем на классические игры (где может оказаться высоких входной ценз по уровню игрока). Можно приехать с детьми, можно — с собаками. Можно просто тихо сидеть в углу, это впишется в мир.

Ромэн: MassLARP — это, на самом деле, не какое-то конкретное колчиество игроков. MassLARP начинается тогда, когда у игроков появляется разное представление о том, как получать удовольствие от игры, и это уживается в рамках одной игры.

проснусь и постараюсь вычитать :)
Tags:

  • 1
Спасибо за обзор, хотя про суды и эти их гильдии-ассоциации мне ничего не понятно. А в какие даты в этом году Жениаль? Думаю, не слетать ли тоже, наконец.
Насчет игры про лимб: я вот с интересом думаю, что было бы, когда твой персонаж неизбежно вернулся бы в Атлантис. Рэнди ведь понимала, что ее помощники тебя убили, просто не хотела об этом думать, боялась потерять веру в тех, кого считала своими (и тут включается весь мой мощный ОБВМ-фон, который я придумала для этого персонажа).

Офф: я с завтра до пятницы вечера в Москве. Если у тебя есть время, можно встретиться.

Про суды — это в смысле, про Гамлета? Там был спектакль, в котором устроили суд над Гамлетом, перенеся действие в наше время (мне сразу вспомнился суд над Онегиным из Двух Капитанов). При этом в театре актерами были Гамлет, Офелия, Полоний и Гертруда, а судьи были пожизневыми. Ну то есть почти как передачи "Час суда" :) А тут эту тему решили отыграть.

Во Франции игры проводят Ассоциации. Они юридически оформлены, с уставом, президентом, казначеем, и прочим. Зачастую именно ассоциация владеет авторскими правами на игру. И именно ассоциация занимается тем, что условно, каждые две недели проводит какую-то из игр, которая принадлежит этой ассоциации. Есть Федерация Ролевых игр, которая координирует ассоциации.

31 октября и 1 ноября

Ой, знаешь, я и тогда не мог ответить, на вопрос, что делать при возвращении, а с тех пор легче не стало :)

Есть шанс в пятницу :)

Edited at 2015-08-18 10:31 pm (UTC)

Про суды я имела в виду, что ассоциации зачем-то друг с другом судятся при том, что, как я понимаю, игры у них преимущественно некоммерческие, как у нас, да? Вот это мне непонятно.

Про пятницу: давай попробуем, только я в четыре с хвостом начну выдвигаться в район аэропорта.

а. не, там дело такое: ассоциации некоммерческие, то есть не ставят своей целью извлечение выгоды. Тем не менее, у ассоциации есть, например, имущество, которое оно может сдавать в аренду, и могут возникнуть претензии по оплате. Есть авторские права на игры, и возможна ситуация, когда другая ассоциация не спросив разрешения решила поставить эту игру.
Это не надо понимать, как то, что они при первой же возможности бегут в суд: издержки связанные с этим не нужны никому, но в силу намного большей юридической определенности, чем у нас, такой исход не представляется чем-то нереальным.

Ой, не, тогда не в этот раз :( я до шести работаю

Edited at 2015-08-19 07:49 am (UTC)

Вопросом автогенерации завяхок по метаданным уже занимался Медведев.


-санитарные условия (10 душей на всех, туалеты типа выгребная яма)
Что они знают о полигонных играх, летние дети?..

Вообще очень круто все звучит. Выехать бы на эту мегаигру отечественной командой...

Да, я тоже внутренне улыбнулся, когда услышал :)

Весть о русской команде может стать психологической атакой сильнее матросов на зебрах: у меня несколько человек спрашивали, правда ли что мы на играх друг друга бьем стальными мечами :) [правда, идея о том, что живого человека можно бить стеклотекстолитом тоже особого энтузиазма не вызвала]
А если серьезно, то могу тебе дать мыло Ромэна, он по-английски говорит свободно, думаю, всё обсуждаемо.

Вначале надо с камрадами перетереть.
Как только перетру -- сразу приду за контактами!

Чтобы можно было перетирать более предметно:
Кандория-2016 — с 13 по 17 июля, под Нантом. взнос от 59 до 119 евро, в зависимости от даты подачи.
Весенний сезон (это из промежуточных игр) — с 25 по 28 марта, там же под Нантом, взнос от 39 до 69 евро.

Осенний сезон 2015 — с 25 по 27 сентября, но это уже, наверное, близковато :))

Дык Байярд и Ко (если не ошибаюсь) пару лет назад ездили на Дракенфест в Германию, и вроде норм. :) Можно поспрашивать, чё как было. :)

Спасибо за интересную статью.
Хотелось бы отметить следующий момент: если под термином play-to-loose подразумевается игра на проигрыш, то это все-таки play-to-lose. Термин loose play означает совсем другое.

да, это я опечатался

> после каждой серии продолжение делается не на основе того, что закладывали мастера, а на основе того, что поняли игроки

Это же анти-Салем! :)

Вообще, я не очень верю в такое. Мне кажется, сильный замысел не может родиться без Автора. Другие люди могут расширить и углУбить, но кто-то должен выдерживать канву. То есть, можно, конечно, использовать поступки игроков как источник вдохновения, но делать игру должны сознательные мастера и вокруг какой-то идеи.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account